?

Log in

Previous Entry | Next Entry

ALBERT KING

статья и интервью Алана Пола на русском языке 

 

Да здравствует Король!

 

Автор-Алан Пол (журнал Guitar World,июль 1991)

 

Одна из блюзовых легенд гласит о том, что однажды Майкл Блумфилд, на тот момент гитарист Paul Butterfield Blues Band (и вообще один из гитаристов, сделавших звук 60-х) вызвал Джимми Хендрикса на гитарную дуэль.

Дело происходит на глазах у тысячи орущих фанов: Хендрикс начинает и взрывает зал по-космически яростной блюз-атакой. У Блумфилда, в раздумиях над ответом, в сознании мелькает мысль: «Вот если б я был Альберт Кинг…»

 

Через 20 лет после смерти Хендрикса (10-со дня смерти Блумфилда), Альберт Кинг был всё ещё на ходу, демонстрируя современному гитарному блюзу,  что в этом деле главное. Мы встретились с Альбертом зимой 1991-го. В Кливленде была жуткая метель, выпало полметра снега за вечер. Погода сделала своё дело, и на концерт добрались немногие. Но внутри загородного клуба все проблемы улетали напрочь- на сцене сама сила природы. Двухметровый гитарист, играющий на левую руку, с перевёрнутыми струнами (1-я струна сверху, 6-я снизу). А гитара-Бог ты мой-казалась игрушкой в его руках. В облаках клубящегося дыма, вырывающегося из его рычащей трубки…Стоит и нарезает палящий,рваный блюз.

 

В ту зимнюю ночь стало мне стало понятно, почему Блумфилд призывал Кинга в минуту отчаяния. Было очевидно то, что король почти ничего не растерял из того, что стало стандартом качества для поколений гитаристов от Эрика Клэптона и  Джимми Хендрикса до Стиви Рэй Воэна и Гэри Мура.

 

Интервью же состоялось несколькими днями позже, в Нью-Йорке,на вручении Кингу премии от Rhythm And Blues Foundation. Кинг приехал блестящим-в лимузине и смокинге.

«Не понимаю, чего меня сюда пригласили»,-заявил он с порога. «Я ритм-н-блюз и не играл никогда. Блюзмен я.» На церемонии вручения чека на 15 тыс. долларов Кинг позволил себе улыбку золотыми зубами во всю ширь. Награда человеку, которому под семьдесят, сорок из которых он записывал блюз, пробивавший землю.
 

Алан Пол: Вы записали много материала в очень широком стилевом диапазоне. Как Вы добились такого узнаваемого и точного подхода к каждой выбранной для Вас песне?
 

Альберт Кинг: Это всё студийная работа. Хорошие музыканты, а это были парни со студии Stax, всегда приходили на запись с готовыми идеями по поводу ритмических рисунков, вариантов аранжировки. И в перерывах между основным процессом мы всегда пытались что-то сыграть. Бывало так, что из этих репетиций через дубль писалось то, что Вы слышите на записи. Со слухом у меня тоже всё нормально, я не слышу ограничений в музыке. Много раз я слышал новое, и это меня удивляло.
 

Алан Пол: Ваш гитарный почерк заметно изменился, судя по  Вашим ранним записям в 50-х и по более поздним работам. Раньше Вы, например, не использовали так много вибрато.
 

Альберт Кинг: Да нет, и мысли что-то менять не было. Просто что-то я забываю со временем, а что-то автоматически само меняется. Ничто не может оставаться неизменным. Вибрато я рукой делаю, никаких там приспособлений, или ещё чего такого нет. Поменялось только оборудование- раньше я предпочитал комбики из акустической серии, а сейчас перешёл на Roland 120- таскать удобней, и вообще мне подходит.
 

Алан Пол: В Вашей музыке всегда было много свинга. Скажите, Вы часто слушаете джаз?
 

Альберт Кинг: Да, джаз я всегда любил, особенно звучание биг-бэндов. Кстати, на ранних записях во времена работы на студии Bobeen мы так и делали- джазовая свингующая духовая секция, а сверху-чистая блюзовая гитара.
 

Алан Пол: Ваша гитарные соло всегда были лиричны.Считаете ли Вы гитару своим вторым голосом?
 

Альберт Кинг: Да. Всегда играл «поющую гитару», как я привык это называть. Я иногда пою вместе с гитарой. Так я в процессе думаю, куда я направляюсь.
 

Алан Пол: Аккордами Вы играть не любитель, да?

Альберт Кинг: Нет, аккорды-это не моё. Я люблю одиночные ноты. Я могу играть аккордами, но мне это не нравится. Нет у меня времени на них. Я плачу музыкантам достаточно, чтобы аккорды играли они (смеётся).
 

Алан Пол: Также у вас замечены гитарные подтяжки,бэнды, на двух струнах сразу.

Альберт Кинг: Да. Много раз я делал это неумышленно, когда цеплял левую струну по дороге к цели. Пальцы друг за друга цепляются. Это потому что я не занимаюсь. Иногда перед концертом я днями не вижу гитару. Просто не хочу.
 

Алан Пол: И что, так было всегда?

Альберт Кинг: Конечно нет, это в последнее время так. Где-то 4-5 лет, с тех пор как я первый раз подумал: «Может, на пенсию уже пора?»
 

Алан Пол: Только у Вас я слышал, чтоб песня начиналась с  гнутой ноты, с бенда, как в  песне Angel Of Mercy, например.

Альберт Кинг: Я же говорю, я ничего не планирую-как сыграно, так оно и есть. Бенд- моя вещь, врубаешься? Я вставляю его везде, где ему место. Никаких правил.
 

Алан Пол: Я слышал много историй о людях, которые пытались копировать Вашу манеры игры, даже не зная, что Вы играете на перевёрнутой гитаре.

Альберт Кинг: Я тоже о таком слыхал (смеётся). И про людей, которые гитары перестраивали, чтоб как я звучать, всё, что только можно представить, слышал. Димми Хендрикс фотографировал мои пальцы чтобы понять, как я это делаю. У него особо так и не получилось скопировать меня, но в другом он был невероятен, адский гитарист. Самый быстрый гитарист был- на то время, конечно. Сейчас -то, эти дети….Грифы скоростью выжигают!
 

Алан Пол: Очевидно то, что Хендрикс был великим гитаристом. Что Вы думаете о нём как о блюзмене?

Альберт Кинг: Ну, как по мне, для блюза он играл слишком много. Обычно он брал две-три фразы, варьировал скорость и взрывоопасность, и так продолжалось, пока из этого что-то не получалось. Молодёжи это нравилось, да и мне тоже- это был его стиль. Но «великим блюзменом» я его назвать не могу. Я думаю, что он двигался в своей музыке к блюзу, но об этом мы никогда не узнаем. Он не берёг себя.
 

Алан Пол: У Вас такой, скажем так, жёсткий тон. Вы его чем-то утежеляеете?

Альберт Кинг: Высокие частоты на полную. Когда хочу сыграть помягче, высокие прикручиваю.
 

Алан Пол: Вы очень умело и эффективно пользуетесь динамикой. Считаете ли Вы, что это то, чего не хватает большинству молодых гитаристов?

Альберт Кинг: Точно. Главное для них громко и круто. И в тот момент, когда это надо сбавить, они просто не знают, что делать с гитарой. Я обычно пользуюсь смешиванием громкостей звукоснимателей, высоких и низких частот. Есть верх, середина и дно. Если ты не смешиваешь это, твоей игре на гитаре всегда будет чего-то не хватать.
 

Алан Пол: Какова основная ошибка молодёжи, пытающейся играть блюз?

Альберт Кинг: Переигрывание. Играют  слишком громко,резко и всё время быстро. Понимаешь, слишком громко. И люди могут не расслышать твоей распрекрасной идеи (смеётся)
 

Алан Пол: Вы сыграли на альбоме Гэри Мура Still Got The Blues. Что Вы думаете о Муре как о гитаристе?

Альберт Кинг: Гэри-хороший гитарист. По мне, он и Стиви Рэй Воэн лучшие из молодых ребят. Мне было очень больно, когда мы потеряли Стиви. Я очень хотел бы услышать Гэри и Стиви вместе. Хотел бы я попасть на такой концерт…Неважно, где бы это происходило, клянусь-прыгнул бы в самолёт, оба парня того стоят.
 

Алан Пол: Вы давали Гэри какие-то советы?

Альберт Кинг: Да. Нескольким приёмам я также научился у него. Я, например, говорил ему, где притормозить, не удваивать ритм, играть реже, выразительнее. И это слышно на записи. Если играешь слишком громко, либо слишком быстро- сам себе концерты отменяешь. Но вот Гэри, например, много нот играет, а они звучат, всё на месте. Но если их много- сколько ж времени надо, чтоб их по местам расставить? (смеётся).
 

Алан Пол: Многие блюзмены играют правильную ноту, правильные изменения, но чего-то нехватает. На Ваш взгляд, чего?
 

Альберт Кинг: Это я тебя должен спросить- ты же слушатель. Что ты слышишь-не слышишь?
 

Алан Пол: Трудно описать. Это больше чувство.
 

Альберт Кинг: Именно. Именно, чувак. Здесь и остановись. Не думай больше, чем нужно. Если теряешь чувство, остаётся шоу. Неглубоко это.
 

Алан Пол: Могли бы Вы подсказать, как играть с листа? Научиться играть блюз по самоучителю?
 

Альберт Кинг: Ни фига, чувак. Ты должен добраться до своих мозгов, если хочешь играть. Услышал фразу хорошую- даже если репетируешь для себя- повторяй, пока не почувствуешь её, а потом ещё одну фразу, потом ещё одну. В результате будет у тебя 15-20  хороших фраз с развитием, и все они будут звучать как надо. Но если ты играешь с листа и летишь через все эти фразы, не ощущая их- ты даже не узнаешь, о чём ты играл. Нужно время, чтобы собрать багаж своих фраз. Всему своё время, а время, как известно, покажет.
 

Алан Пол: В 1968 году Ваше первое появление в зале Fillmore West открыло Вам совершенно другую аудиторию. Были ли Вы удивлены тем фактом, что все эти люди ждали Вашей музыки?

Альберт Кинг: Да, признаюсь, был очень удивлён- и очень рад. Они хорошо меня встретили. Билл Грехэм открывал шоу.
 

Алан По: Роберт Крэй говорит , что для него большим потрясением было услышать свою песню Phone Booth в Вашем исполнении.
 

Альберт Кинг: Да, я записал его песню, потому что мне пришелся по душе её общий грув. Роберт-хороший гитарист и замечательный человек. Я долго его не видел, надеюсь с ним всё хорошо и успех не вскружил ему голову. Я видел, как это происходило с очень многими людьми, и поверьте, нет ничего грустнее на свете, чем видеть это. Значение имеет лишь то, кто ты, и из чего ты сделан. Станешь думать, что ты круче, чем люди, которые покупают твои пластинки- всё потеряешь.
 

Алан По: Вы очень представительно выглядите на сцене. Сразу видно- капитан на корабле. А если кто-то ещё по сцене ходить будет?
 

Альберт Кинг: Исключено. Моё шоу- моя сцена, и я не позволю никому по ней ходить. Поверь мне.
 

Алан Пол: Когда Вы начали использовать гитару Gibson Flying V?

Альберт Кинг: Ну… где-то в 1958 году…Все гитары , которые я использовал были несерийного производства.
 

Алан Пол: Почему вы назвали свою гитару «Люси»?
 

Альберт Кинг: Люси Болл. Я любил её.
 

Алан Пол: Имеет ли этот факт что-то общее с «Люсиль» Би Би Кинга?
 

Альберт Кинг: Спроси Би Би об этом. Я свою «Люси» первым назвал.
 

Алан Пол: Вы с Би Би вообще как, ладите? Или тот факт, что вас поочерёдно называют королями блюза, даёт о себе знать?
 

Альберт Кинг: Упаси Бог, нет. Я, Би Би, Бобби Бланд- всегда были в замечательных отношениях. Мы ездили по всей стране, и в каждом театре, где мы играли, был аншлаг. Никаких разногласий там, аргументов. Я вообще любому шоу буду открывать, лишь бы платили (смеётся). Я уже буду спать в гостинице, а Би Би ещё играть будет и всё, никаких проблем. Би Би- сова. Он закрывает шоу, зарядившись перед этим бесконечными разговорами (смеётся).
 

Алан Пол: Тот факт, что Вы играли на барабанах, повлиял ли он на Ваше гитарное мышление?
 

Альберт Кинг: Не особенно, за исключением того, что я сразу определяю, когда мы вываливаемся из ритма. То, что я левша- вот что действительно повлияло на мой гитарный стиль! Я на барабанах играл, потому что у Джимми Рида не было барабанщика, а мне были нужны деньги.
 

Алан Пол: Почему Вы не пользуетесь медиатором?
 

Альберт Кинг: Я просто не могу его держать- у меня слишком большие пальцы. Я пытался, а медиаторы летали по дому. Не мог я его держать, вот и привык обходиться без него.
 

Алан Пол: Ваша первая группа называлась In The Groove Boys.  Какую музыку вы играли?

Альберт Кинг: Мы знали три песни, и играли их в трёх разных вариантах- быстро, медленно и в среднем темпе. Получалось девять. Как-то всю ночь держались.
 

Алан Пол: Вы играли когда-нибудь один, без оркестра?
 

Альберт Кинг: Я пять лет играл самому себе, прежде чем определиться с тем, что у меня в душе. Это, скорее всего, тоже повлияло на мой стиль. Я знал, что исполнение блюза-жизнь, которую я выбрал. И когда я начал такую жизнь я решил для себя три вещи: играть блюз, играть его правильно, и играть на любых концертах. И я всегда об этом помнил. Никогда я не пил виски, не курил травы, не терплю, когда меня это окружает. Вот почему я всё ещё делаю то, что я делаю, нахожусь в здравом уме и у меня неплохое здоровье. Меня делает больным  зрелище того,что люди делают с собой для того, чтобы получить проблемы.
 

Алан Пол: Имеется такое мнение, что каждые 10-15 лет блюз переживает возрождение. Так ли это?
 

Альберт Кинг: Блюз «возвращается»  каждый раз, когда появляются люди, умеющие делать на нём деньги. Никогда не узнаешь о молодом блюзмене, типа Роберта или Стиви Рэя, до тех пор пока за ним не будут стоять большие деньги. Считайте это разоблачением.



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
b_w_b
Apr. 25th, 2010 08:47 am (UTC)
Спасибо!
roadhouseguitar
Apr. 25th, 2010 03:17 pm (UTC)
Cпасибо! Верный перевод верных соображений верного человека.
( 2 comments — Leave a comment )